10:05 Использование рабочей тетради для оценивания результатов обучающихся театрального детского объединения «Театроникум» | |
24 февраля состоялась XV Встреча лидеров образования «Зимняя школа мастеров», где я проставила свой опыт работы с темой: «Использование рабочей тетради для оценивания результатов обучающихся В последнее время в дополнительном образовании детей особое внимание уделяется результативности обучения, что связано с требованием повысить качество и эффективность российского образования в целом. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании отсутствуют единые образовательные стандарты и это осложняет определение результативности обучения учащихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. В силу индивидуального характера многих программ для каждой из них педагогу необходимо разрабатывать и обосновывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели, задачи и планируемые результаты. Очень важно продумать форму оценки результата ребенка: она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Главное, чтобы у обучающегося формировалась адекватная самооценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к достижению еще более высоких результатов. Таким образом, с целью повышения уровня мотивации познавательной деятельности обучающихся по изучению теоретического материала, его контроле, оценке знаний и воспитанию театральной культуры детей. мною было разработано методическое пособие «Рабочая тетрадь «Путешествие в Театралию!», которую я представлю вашему вниманию. Актуальность включения рабочей тетради в образовательный процесс состоит в необходимости обеспечения обучающихся материалами, организующими их деятельность по освоению разделов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и необходимости формирования общекультурных компетенций у обучающихся первого года обучения. В рабочей тетради задания расположены в соответствии с тематическим планированием дополнительной общеразвивающей программы детского театрального объединения «Театроникум» Развитие театра неразрывно связано со скоморошеством. Именно, искусство скоморохов, стало родоначальником не только театра, но и других культур на Руси. Скоморох- он же игрец, плясец, глумец и скомрах – в традиционной восточнославянской культуре так называли бродячих универсальных артистов, каждый из которых был и актер, разбирающийся в музыке и играющий на музыкальных инструментах, и танцор, выступавший на различных мероприятиях, вроде народных гуляний и свадеб. И поэтому главный герой в тетради- скоморох Тимоша! Он приглашает ребят в увлекательное путешествие по стране «Театралии», которое проходит в форме занимательных заданий. Остановимся на нескольких заданиях тетради. В первом задании скоморох Тимоша просит рассказать о покровительницах театра. Как их зовут? Чем для театра являются их маски? Дети должны знать и отличать их. Мельпомена — муза трагедии, у нее в руках трагическая маска, а у Талии, музы комедии — комическая. Трагическая и комическая маска являются театральными символами. Тимоша предлагает аккуратно раскрасить трагические маски в холодные тона, а комические маски- в теплые. Юные артисты с интересом выполняют это задание. Важнейшей педагогической задачей является повышение культуры поведения и общения детей. Так следующее задания направлено на решение проблемы формирования вежливого поведения у детей, где скоморох Тимоша просит подобрать «волшебные слова», которые понадобятся ребятам для общения в прекрасной стране «Театралии» и записать их на лучиках солнышка! Следующее задание поможет скомороху попасть на премьеру спектакля. Он обращается к ребятам провести соответствие и соединить линиями изображение предмета с местом расположения его в здании театра. Два следующих задания посвящены «Театральным профессиям» дети подписывают название профессией в тетради, а затем выбрав по жребию карточку, одним предложением описывают чем занимается человек данной театральной профессии. Далее задача усложняется тем, что надо найти допущенную ошибку и исправить ее. Чтобы к концу первого года обучения обучающиеся свободно разбирались в театральной терминологии и правильно употребляли театральные термины в речи, а также с целью расширения словарного запаса театралов в тетради подготовлено задание «Театральные предметы», «Театральная азбука», «Вычеркни лишние предметы». Завершают «Путешествие» задания «Театры Свердловской области» и «Театры разные нужны». Эти задания разработаны в тетради для умения детей различать виды театра и жанры искусства. Знать самые популярные театры области, в том числе Ирбитский драматически театр.
В итоге общее количество масок, заработанное каждым обучающимся, складывается и получается результат по шкале оценивания. Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 18-30 масок; средний (С) — 11-17маскок; низкий (Н) —7-10 масок). Детям уровни не сообщаются, а в соответствии с ними присуждаются звания победителя в номинации «Золотая маска» (высокий уровень), «Серебряная маска» (средний уровень) и «Бронзовая маска» (низкий уровень). Данные заносятся в карточку успешности, которая заполняется два раза в год – в конце 1 полугодия и в конце учебного года. При необходимости это можно делать чаще. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения компетентностей каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития. После подведения итогов я обращаю внимание прежде всего сколько детей выполнили задания полностью, сколько — частично: если объективно оценивать результативность реализации любой дополнительной программы, то 100% «обученности» быть не может, ведь в группе одновременно занимаются дети с разными способностями, возможностями, а часто и не одного возраста. Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции образовательной программы: если программу выполнили (или «перевыполнили») все дети, то, возможно, она требует некоторого усложнения; и наоборот, если программу выполнили менее половины обучающихся, то она является слишком сложной и нуждается в определенном упрощении. Таким образом, использование рабочих тетрадей для оценивания результативности обучающихся театрального детского объединения дает не только возможность определить степень освоения программы обучающимися и выявить степень успешности каждого ребенка в отдельности, но и помогает простроить индивидуальный маршрут для всех обучающихся объединения, с особым подходом для наиболее способных и одаренных детей.
Порецкая Вероника Викторовна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО «Центр детского творчества»,1квалификационная категория
| |
|
Всего комментариев: 0 | |