13:55 Туризм, как интегрированный курс обучения | |
Туризм, как интегрированный курс обучения, или … еще раз, о практической и действенной пользе занятий туристической деятельностью
Отечественная педагогика накопила громадный опыт коллективного воспитания. Коллектив, так же, как и малая социальная группа, является механизмом, который помогает личности адаптироваться в системе функционально-ролевых отношений через отношения сотрудничества, человеческого богатства. Именно в туристской деятельности детского объединения создаются оптимальные условия для самореализации современного ребенка. Сам туризм как форма жизнедеятельности, это: и область человеческих знаний, и образ жизни, и вид спорта, и форма проведения досуга, и способ самовыражения личности, самосовершенствования и оздоровления организма. Деятельность человека в туризме естественна и натуральна, т.к. охватывает весь первобытный комплекс действий и поступков, поэтому является наиболее эффективной системой занятий, компенсирующей недостатки городской среды обитания. В условиях современного стрессового пространства, туризм автоматически создает внутри себя «школу по самовыживанию» человека в сложной техногенной среде обитания. Туристическое направление деятельности в системе дополнительного образования является одним из самых перспективных областей по накоплению полезных знаний и формированию предпрофессиональных компетенций, приобретаемых ребенком, для его успешной социализации и дальнейшей самостоятельной жизни. Таким образом, занятия туризмом являются комплексным интегрированным курсом, объединяющим прогрессивные достижения человечества в областях: основ безопасности жизнедеятельности, истории, математики, биологии, физической культуры, технологии, астрономии, географии и т.д. Сегодня остановимся на географии, а точнее на некоторых ее разделах. Так, при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Спортивно-познавательный туризм» младшими коллективами турклуба «Виват» МАОУ ДО «Центр детского творчества», ребята начинают изучать азы топографии и спортивного ориентирования. Обучение строится на формировании умений определять свое местоположение среди объектов окружающей среды, изучать графические условные знаки, простейшие планы, схемы, обозначать пространственные отношения на листе бумаги, владеть пространственной терминологией, различать основные направления пространства в схеме собственного тела и относительно искомого предмета, определять последовательности предметов в ряду однородных единиц, т.е. ориентироваться на местности. Таким образом, на занятиях формируются очень важные и полезные навыки: уверенность в собственных силах по поводу личной безопасности пребывания в пространстве, включая незнакомую местность; развитие наблюдательности и логического мышления, концентрации внимания, памяти и общей моторики. Недаром, ориентирование называют шахматами на ходу. Ведь это, интеллектуальная и физическая деятельность одновременно. Причем ребенок получает физические нагрузки в естественной природной среде, на свежем воздухе, что является немаловажным фактором в укреплении здоровья. В основной учебной деятельности занятия топографией и ориентированием обеспечивают умение определять и сохранять в памяти последовательность высказываний, составляющих отрезок письма или проговариваемой фразы. Помимо этого, формируются такие важные учебные и бытовые функции как, умение выделять часть из целого, а также, умение ориентироваться в последовательном ряду единиц. Несформированность данных умений нарушает планирование письменного и устного высказывания, дальнейшего умения выстраивать и реализовывать свои жизненные планы. Особенно полезны занятия по данному направлению деятельности для у детей, имеющих трудности в обучении, с характерными незначительными проявлениями временного отставания в развитии моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых функций. Уникальная возможность получить необходимые учебные и жизненно важные навыки, имеют ребята отделения туристско-краеведческой направленности, которые точно знают, что такое уникальное сочетание приобретенных умений и навыков на занятиях туризмом, позволит им в будущем стать успешными людьми!
Подковырина Н.А.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |